РУС ENG 

Как коронавирус меняет открытость государств: аналитические порталы и новые площадки для диалога с гражданами

18 Мая 2020 г.

Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководителей ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач – один из ключевых принципов Стратегии развития Счетной палаты. В этом дайджесте рассказываем о том, как изменилось представление об открытости в условиях пандемии.

Принципов гласности и открытости придерживаются ВОА многих стран. На Конгрессе ИНТОСАИ они единогласно приняли Московскую декларацию и договорились содействовать более эффективной, прозрачной работе госорганов, а также способствовать продвижению принципов доступности данных и открытости исходного кода и алгоритмов.

1. Критерии открытого государства

Согласно подходам ОЭСР, государство можно считать открытым, когда бизнес, общественные организации и граждане могут:

  • «знать» – получать релевантную и доступную для понимания информацию;

  • «приобретать» – получать государственные услуги и взаимодействовать с государством;

  • «создавать» – участвовать в процессе принятия решений

Аналогичный подход используется и в России. Так, в аналитическом докладе 2019 года «Открытость государства в России», подготовленном Счетной палатой совместно с Центром перспективных управленческих решений и АНО «Информационная культура», понятие открытости государства базируется на трех основных элементах: 

  • информационная открытость; 

  • функциональная открытость (открытые данные);

  • открытый диалог.

В этом году Счетная палата совместно с партнерами продолжает мониторинг открытости госорганов и в скором времени представит его результаты.

2. Информационная открытость

В период пандемии COVID-19 особое внимание уделяется открытости данных о расходах бюджета, направленных на борьбу с последствиями эпидемии. Высшие органы аудита дают свою независимую оценку деятельности правительства в этом направлении.

Счетный суд Франции на своем сайте опубликовал мнение Высшего совета по государственным финансам о поправках в государственный бюджет 2020 года, связанных с эпидемией: высокий уровень неопределенности, связанный с кризисом в области здравоохранения, влияет на все макроэкономические прогнозы и ведет к их частому пересмотру.

ВОА Германии подготовил аналитический отчет «Меры политики федерального бюджета по борьбе с влиянием пандемии коронавирусной инфекции (ключевые данные дополнительного бюджета 2020 г.)», в котором в виде графиков и таблиц отразил изменения, связанные с выделением дополнительных средств на борьбу с эпидемией и принятием нового пакета мер по борьбе с кризисом.

ВОА Бразилии начал проводить мониторинг мер, принимаемых всеми федеральными административными органами в рамках противодействия распространению COVID-19. Специальный план мониторинга действий по борьбе с COVID-19 расширяет сферу деятельности по контролю государственных учреждений, не ограничиваясь только министерством здравоохранения.

3. Функциональная открытость

С учетом текущей ситуации этот элемент проявляется в открытости данных о госзакупках, проводимых органами власти в сжатые сроки и с упрощенными процедурами. Помогают в этом плановые проверки, отдельные мониторинги по каждой теме, а также информационные панели, среди которых портал-агрегатор «Госрасходы» – сервис Счетной палаты, предназначенный для сбора актуальной информации о состоянии системы госзакупок в России.

ВОА Кипра провел анализ госконтрактов Минздрава, заключенных с частными медицинскими центрами на проведение обследований 20 тыс. работников государственного и частного сектора на наличие вируса SARS CoV-2. По итогам проверки было выявлено завышение цен на анализы, а риски олигополии или недобросовестной конкуренции.

ВОА Чехии начал проверку процедур госзакупок средств индивидуальной защиты в период чрезвычайного положения, на которые было израсходовано 11 млрд крон (430 млн долл. США) за счет средств государственного бюджета.

В марте Счетная плата РФ представила доклад «Оценка открытости государственных информационных систем в России». В нем эксперты пришли к выводу, что только 16% ГИС имеют качественные и доступные данные. В период пандемии качество данных в ГИС приобретает особое значение, заметил Председатель СП Алексей Кудрин в одном из интервью.

4. Открытый диалог

В условиях эпидемии COVID-19 важно тщательно согласовывать меры политики и учитывать специфику регионов, городов и мнения отдельных граждан. И в этой ситуации открытый диалог позволяет гражданам влиять на социально-экономическую политику и на процессы принятия политических решений в своих странах.

В Словении правительство каждые семь дней согласовывает с представителями профсоюзов новые этапы снятия ограничений – в зависимости от потребностей каждой отрасли и каждой отдельной профессии.

ВОА Перу разработал онлайн-платформу для того чтобы граждане могли сообщать о фактах правонарушений, а также запустил онлайн-бюро приема и регистрации документов от государственных органов на время режима чрезвычайного положения.

5. Социальные сети, блоги и игры как инструменты открытости

Способы потребления информации постоянно меняются, необходимо учитывать специфику разных каналов, чтобы облегчить доступ к полезной информации, которая помогает развить чувство налогоплательщика у большего числа людей и вывести результаты деятельности правительства на новые аудитории.

ВОА Колумбии регулярно публикует в своем  Twitter актуальную информацию по противодействию COVID-19.

Глава ВОА Великобритании Гарет Дэвис ведет блог на своем сайте, в котором рассказывает о том, какие меры принимаются ВОА в условиях пандемии COVID-19.

ВОА Мексики разработал для детей игровое приложение, которое позволяет узнать о государственном управлении, аудите, общественности, гендерном равенстве, инклюзивности.

С полной версией дайджеста можно ознакомиться по ссылке.




Наверх