РУС ENG 

Выступление аудитора Светланы Орловой в рамках "правительственного часа" в Совете Федерации с участием министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! На решение задачи по опережающему развитию Дальнего Востока выделяется значительный объем ресурсов. В рамках госпрограммы 2018–2021 годов заложено 2,3 трлн рублей, из которых 1,3 – это федеральные средства.

Конечно, в последние годы Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики многое удалось сделать в части создания условий для привлечения инвестиций на Дальний Восток, для развития новых производств. Начата работа по улучшению социальной инфраструктуры. И к 2021 году запланированы создание, реконструкция, модернизация свыше 700 объектов соцназначения.

Но требуется ряд дополнительных системных шагов, о которых сказал в том числе и Александр Александрович, чтобы обеспечить необходимые темпы развития и рост населения дальневосточных регионов.

Необходимо выйти на новое качество управления развитием макрорегиона, увязать приоритеты и финансовые ресурсы, поэтому Минвостокразвития, Минэкономразвития совместно с регионами надлежит создать полноценную систему стратегического управления. Должны быть актуализированы стратегия Дальнего Востока, план по ее реализации, утверждена национальная программа развития Дальнего Востока до 2035 года.

Существующая система управления на Дальнем Востоке пока далека от совершенства. Не согласованы отраслевое и территориальное планирование. В нацпроектах это вот такой ключевой момент, и министерство это знает. Почти треть показателей на 2024 год для регионов Дальнего Востока уже заложена с отставанием от среднероссийского уровня. Например, в 2024 году во всех 11 субъектах ДФО не будут достигнуты целевые среднероссийские показатели снижения смертности мужчин и женщин в трудоспособном возрасте. Продолжает сокращаться численность населения. Сохраняется отставание по продолжительности жизни. Несущественно снижен уровень бедности.

К 2025 году регионы Дальнего Востока должны выйти на опережающие показатели социального развития. Ключевая задача – улучшение качества жилищных условий. Конечно, это серьезные решения, которые приняты Президентом России. Что касается ставки по ипотеке 2 процента, примерно будет выдано 150 тысяч кредитов на общую сумму 450 миллиардов. Однако мы отмечаем отдельные риски. Заложенные с 2019 года в бюджете ресурсы на решение этой задачи (15 миллиардов – это большая сумма) находятся в составе непрограммных расходов федерального бюджета, без достижения целей какой-либо из госпрограмм по опережающему развитию.

Качество жизни населения, развитие человеческого капитала – это обеспечение высоких стандартов образования и здравоохранения. Не определены плановые показатели по вводу объектов соцназначения. Министр об этом сказал, что нет расчетов затрат бюджетов на создание одного места в детсадах, школах, поликлиниках. Концентрация инвестиций в сферах образования и здравоохранения уменьшается. Если по России это 2 процента или 1,5 процента, то в ДФО – это 1,3 процента. Этого недостаточно для обеспечения гарантированных социальных стандартов граждан, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих на удаленных территориях.

Как отмечено Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному Собранию, требуется привлечение специалистов в медицину, образование, в том числе за счет решения их жилищных проблем, включая развитие индивидуального жилищного строительства. Мировая практика, если говорить об индивидуальном жилищном строительстве, – это 80 процентов. У нас по России – это 10. Из 660 миллиардов, которые выданы на всю страну, использовано только 200 тысяч.

Конечно, особого внимания заслуживают вопросы экологии. Так, существующая инфраструктура в дальневосточных портах не отвечает современным требованиям экологической безопасности. Необходимо ускорить внедрение новых стандартов в промпроизводство, расширить использование газомоторного топлива.

Конечно, ускоренный экономический рост ДФО должен обеспечиваться активным привлечением инвестиций. Но инвестиции в основной капитал ДФО не превышают среднероссийскую динамику, и на слайде вы это все видите.

Проблемы неэффективного управления, инфраструктурные ограничения, один из основных вопросов – энергетика, нет качественного энергобаланса. В законодательстве до сих пор не закреплено продление до 2028 года режима выравнивания тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке. Это мешает долгосрочным инвестпланам.

Значительная часть пунктов пропуска через государственную границу не отвечает современным требованиям, что на фоне роста экспорта не позволяет реализовывать потенциал приграничных регионов, и, как результат, предпосылки теневой и криминальной деятельности.

В числе приоритетов развития ДФО – развитие внутренней транспортной логистики, то, о чем говорилось здесь, и о малой авиации, о развитии аэропортов.

Дефицит и диспропорция бюджетов. Но возьмите бюджеты Забайкалья, Бурятии. 10–11 процентов – это то, что касается неработающего населения. Для них это серьезная нагрузка.

Бюджет Еврейской автономной области сегодня не может выполнить свои социальные обязательства. Долг бюджетов сегодня всех дальневосточных регионов – 200 миллиардов. Конечно, над этим надо работать. Конечно, развитие Дальнего Востока, макрорегиона, – это существенная, серьезная и долгосрочная задача. Спасибо.

Наверх