РУС ENG 

Проверки

16 Апреля 2020 г.

Есть риски невыполнения поручения Президента по переселению граждан Сибири и Дальнего Востока из непригодного жилья

Поручение* главы государства по решению жилищных вопросов жителей Сибири и Дальнего Востока в полном объеме не выполнено. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам анализа промежуточных результатов его исполнения.

«По итогам прямой линии с гражданами от 22 июня 2017 года Президент поручил Правительству провести совместно с регионами работу по определению количества граждан, которым в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока были предоставлены непригодные для проживания строения и утверждению комплекса мер по их переселению в новые жилые помещения. По предварительной оценке, на конец 2017 года в таких строениях проживало более 9 тысяч семей или 32 тысячи граждан с расчетной потребностью в средствах для их расселения в размере порядка 27 млрд рублей», - напомнила аудитор Счетной палаты Светлана Орлова в ходе Коллегии, которая прошла в формате видеоконференции с участием представителей палат Федерального Собрания, администрации Президента, Минстроя, Минфина и регионов.

По информации Счетной палаты, мероприятия по переселению граждан Минстрой планирует реализовать в 2020-2022 годах путем заключения с регионами соглашений о предоставлении субсидий в размере 1,6 млрд рублей. При этом расселены будут только 852 семьи (2 454 человека), которые подходят под установленные критерии и проживают на территории пяти регионов (Республика Саха (Якутия), Забайкальский и Красноярский края, Иркутская область, Ханты-Мансийский АО). Однако Счетная палата видит риски срыва запланированных сроков расселения всех граждан из непригодного жилья из-за ненадлежащего качества проведенных регионами подготовительных мероприятий.

Анализ также выявил ряд других проблемных аспектов, которые могут помешать успешному выполнению поручения Президента. Так, в августе 2019 года в госпрограмму «Жилище» были добавлены Правила предоставления субсидий. В них установлены критерии, значительно ограничивающие количество граждан, которым могут быть предоставлены жилые помещения при софинансировании из федерального бюджета.

В частности, Правила не раскрывают само понятие «помещение, созданное в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока». То есть это могут быть и модульные блок-контейнеры и строительные вагончики и сборно-щитовые или каркасно-насыпные дома и бараки и пр. Не определен Правилами и период промышленного освоения указанных территорий.

Например, не всем регионам подходят установленные Правилами временные рамки предоставления жителям непригодных к проживанию строений – до 25 декабря 1991 года, поскольку значительное число граждан вселялись в них уже после этого срока.

Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев согласился с тем, что проблема переселения граждан из непригодного жилья в Сибири и на Дальнем Востоке носит системный характер, а также поделился планами министерства по ее устранению. «С нашей точки зрения, один из механизмов – это увеличение жилищного строительства путем выделения дополнительных ресурсов. Необходимо простимулировать строительную отрасль в регионе и обеспечить выполнение одного из сложнейших показателей майских указов – достижение к 2024 году строительства 120 млн м. кв. жилья. Мы полагаем, что вопрос возможного изменения критериев отнесения граждан к указанной категории и увеличения объемов финансирования будет рассмотрен Правительством в 2020 году», - отметил он.

Анализ полученной от регионов информации также выявил риски нецелевого использования федеральных субсидий или возврата значительных объемов неиспользованных остатков в федеральный бюджет. «К примеру, на территории Ханты-Мансийского округа проживает только 47 граждан в 19 строениях, соответствующих установленным критериям. При этом в рамках соглашения округ обязуется расселить 463 семьи. На территории Якутии 181 семья (456 человек), планируемая к расселению в рамках соглашения, проживает в 103 строениях, не предназначенных для проживания. При этом все эти помещения являются жилыми, включая, в том числе 85 помещений в многоквартирных домах, что указывает на несоответствие проживающих в них граждан установленным критериям», - пояснила аудитор.

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, присутствовавшая на Коллегии, поделилась своим видением дальнейшей работы в данном направлении: «Необходимо синхронизировать понятие «не предназначенное для проживания строение», установленное Правилами, а именно исключить из него ссылку на жилые помещения и наделить дополнительным критерием, позволяющим не учитывать в программе строения, установленные на земельных участках, относящихся к частным домовладениям, а также на садовых, огородных и дачных участках. Это минимизирует неоднозначное толкование утвержденных норм и необоснованное расширение перечня таких строений».

О ситуации с переселением в Республики Саха (Якутия) рассказал глава региона Айсен Николаев: «На самом деле «строения», о которых говорит Светлана Юрьевна, по решениям судов в свое время были переведены в жилые. И сегодня вот таких помещений, которые отвечают критериям Минстроя, у нас 181. В них действительно проживает 456 человек. И так как сейчас готовится новый проект постановления Правительства, мы понимаем, что все наши строения, которые по факту не являются жилыми, но признаны таковыми судом, не подпадают под новый критерий. Поэтому мы просили бы оставить в новом постановлении понятие «жилое» и «нежилое» помещение», -

Подводя итоги анализа, Светлана Орлова отметила, что проблема расселения указанной категории граждан оказалась намного сложнее, чем это первоначально предполагалось, и не может быть решена только в рамках мероприятий госпрограммы. «Мы уже направили письмо Президенту, в котором предлагаем дать поручение Правительству совместно с региональными органами власти дополнительно проработать вопрос уточнения необходимых критериев предоставления жилья», - сообщила аудитор.

 

Справочно:

* Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2017 г. № Пр-1180, пункт 5 «б» Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации определить количество граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, и утвердить комплекс мер по их переселению в новые жилые помещения, предусмотрев источники финансирования

** «Анализ достаточности и результативности мер, принимаемых для завершения переселения граждан из непригодного для проживания жилья, созданного в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, в 2019 – 2020 годах и истекшем периоде 2021 года»