РУС ENG 

Проверки

8 Мая 2020 г.

Железная дорога Томмот-Нижний Бестях не обеспечила г. Якутску круглогодичную транспортную доступность

Железная дорога «Томмот-Якутск (Нижний Бестях)» не помогла связать крупнейший город Республики Саха (Якутия) с другими регионами России. Спустя 15 лет с начала реализации, Проект был завершен весной 2019 года, когда трассу ввели в постоянную эксплуатацию. Однако его основная цель – повысить транспортную доступность - выполнена не в полной мере.

Такой вывод озвучил на Коллегии аудитор Валерий Богомолов и рассказал о причинах неполного достижения цели.

«Изначально Проект предусматривал строительство совмещенного моста, то есть автомобильного и железнодорожного мостового перехода через реку Лена в районе Якутска. Но в 2016 году от него отказались и даже исключили из ФЦП «Развитие транспортной системы». Это, - пояснил аудитор, - привело к тому, что цели Проекта не достигнуты: круглогодичной транспортной доступности нет».

Мост для региона – это еще и экономическая связь со всей страной. Круглогодичная переправа может подстегнуть развитие города Якутск как перспективного центра экономического роста и дать новый импульс в разработке месторождений полезных ископаемых. В его отсутствие железная дорога «Томмот-Нижний Бестях» не обеспечила решение этих задач, констатировал Валерий Богомолов. 

Говоря о финансовой составляющей, он отметил, что Проект обошелся в 48,7 млрд рублей. Почти две трети из них (28 млрд рублей) предоставил федеральный бюджет, еще 16,7 млрд рублей – республиканский, остальное – средства внебюджетных источников. Итогом этих инвестиций стала однопутная железная дорога протяженностью 439 км с 5 станциями, 63 мостами и вокзалом. Также на пусковом комплексе построен 21 невостребованный объект.

«На всю излишнюю инфраструктуру затрачено около 1 млрд рублей федеральных средств. Кроме того, в составе незавершенного строительства числятся свыше 500 млн рублей, потраченных на разработку проектной документации на строительство мостового перехода и на выполнение работы по обеспечению подходов к мостовому переходу через реку Лена. Это свидетельствует о неэффективном использовании имущества и ресурсов, созданных в основном за счет средств федерального бюджета. Несмотря на ввод пускового комплекса в эксплуатацию, затраты на него до сих пор учитываются в составе незавершенного строительства», - констатировал Валерий Богомолов.

Что касается выхода на проектную мощность железнодорожной трассы, то на это понадобятся годы. «Объем перевезенных грузов по железнодорожной линии составил в 2019 году 757 тыс. тонн. При сохранении существующих темпов роста проектная мощность будет достигнута через 16 лет», - сообщил аудитор.

Также он указал на препятствие в государственной регистрации пускового комплекса. Участники Проекта (Росжелдор, Правительство Якутии и ОАО «РЖД») еще не определили способ выделения долей и распределения прав на имущество пускового комплекса.

На Коллегии присутствовал руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Чепец. Он согласился с выводами контрольного ведомства и заверил Коллегию в том, что замечания будут устранены. «Мы разработали план мероприятий. Совместно с «Якутскими железными дорогами» и Правительством Якутии определили, что сегодня находится в пусковом комплексе, подготовили проекты правоустанавливающих документов», - сообщил он.

Справочная информация:

*«Проверка результативности использования бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта «Строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск в Республике Саха (Якутия)» в 2016 – 2018 годах и истекшем периоде 2019 года в целях повышения транспортной доступности региона»