РУС ENG 

Проверки

9 Июня 2020 г.

Счетная палата указала на недостатки реализации Системы управления рисками Федеральной таможенной службой

Система управления рисками (СУР) в таможенных органах призвана ускорить и упростить пропуск товаров через границу. Однако, реализация действующей Системы не позволяет достичь эти и иные цели СУР, установленные Таможенным кодексом. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки ФТС и подведомственных ей Московской областной и Тверской таможен.

«Таможенные органы используют систему управления рисками при выборе объектов и форм таможенного контроля. Основная цель применения системы - обеспечить эффективный таможенный контроль, сосредоточить внимание на наиболее рискованных объектах и упростить перемещение тех, по которым не требуется применять меры по минимизации рисков. Однако, судя по выявленным нарушениям, заявленные цели не всегда достигаются», - отметил на Коллегии аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.

Например, проверка установила признаки недостоверного заявления сведений о товарах по 1 461 декларации. Причем по всем ним Московская областная и Тверская таможни применяли различные профили рисков. А товары были выпущены без выявления нарушений.

«Всего было установлено нарушений таможенного законодательства на сумму более 90 млн. рублей, что является потерями федерального бюджета», - констатировал аудитор Батуркин.

Он напомнил, что таможенные органы обязаны применять СУР, чтобы выявить потенциально рискованные поставки и уделить их проверкам особое внимание. Но в случае идентичных товарных поставок одними и теми же участниками ВЭД, таможенные органы применяли эту Систему выборочно. Порой товары автоматически выпускались без применения СУР и дополнительных форм таможенного контроля. Такой карт-бланш в 2018 - 2019 годы получали организации, которые ФТС России ранее отнесла к категории - низкого уровня риска. Причем эта категория сохранялась и для несуществующих или обанкротившихся компаний.

«При автоматическом категорировании к группе низкого уровня риска были отнесены ликвидированные организации, что противоречит правилам работы СУР. Такие компании должны автоматически исключаться из перечня участников ВЭД. Одновременно организации, попавшие в категорию низкого уровня риска, но уже ликвидированные или не отвечающие ее критериям, длительное время (сроком до 6 месяцев) из нее не исключались. Это же касается и компаний, в отношении которых начата процедура банкротства», - привел примеры Андрей Батуркин.

Помимо этого, контрольное ведомство выявило признаки необоснованной дополнительной финансовой нагрузки на участников ВЭД. Так, при проверке таможенной стоимости товаров, Московская областная таможня приняла более 150 решений, в которых усматриваются признаки неправомерного взыскания денежных средств.

2020-06-08_10-34-21.png

«Кроме того, - отметил аудитор, - проверка показала, что в среднем по ФТС России возвращается более 66 % от внесенного обеспечения, при этом в ряде таможенных органах это значение превышает 90%. Это указывает на низкую эффективность дополнительных проверочных мероприятий по результатам применения СУР и на признаки необоснованного взыскания обеспечения».

Помимо дополнительной финансовой нагрузки отдельные участники ВЭД сталкивались с ограничением своих прав на подачу таможенной декларации. Речь идет об организациях, которые попали в категорию среднего или высокого уровня рисков. В отличие от низкорисковых организаций, они не могут обращаться в любой таможенный орган.

«Эти компании вынуждены подавать декларацию только в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары. Это указывает на признаки нарушения прав лиц, установленных пунктом 1 статьи 109 Кодекса Евразийского экономического союза. Нами установлено более 13 тыс. таких случаев», - сообщил Андрей Батуркин.

Отдельно аудитор остановился на показателях результативности применения СУР. В 2018 - 2019 годах таможенные органы искусственно завышали их, чтобы достичь контрольные показатели деятельности. В частности, проверка установила случаи двойного учета одних и тех же результатов применения профилей рисков.

В ходе анализа нормативной правовой базы Счетной палатой тоже были выявлены нарушения. «Акты ФТС России, регламентирующие применение СУР, изданы с нарушением законодательства Российской Федерации, а также они не проходили антикоррупционную экспертизу в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», – пояснил Андрей Батуркин.

Проверка выявила и другие нарушения в деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками.

Представители ФТС России, участвовавшие в заседании коллегии, согласились с выводами Счетной палаты и заявили о готовности провести работу по устранению нарушений и недостатков.