РУС ENG 

Пресс-центр

7 Сентября 2020 г.

Счетная палата проверила исполнение бюджета в финансовой сфере

Счетная палата проверила, как в 2019 году исполняли бюджет МинфинМинэкономразвития и Федеральное казначейство.

Все ведомства перевыполнили план по доходам. Максимальное отклонение фактической суммы от прогнозной показало Минэкономразвития (на 23,6%), исполнив доходы в сумме 2,4 млрд руб. Почти 99% составили поступления от возврата остатков субсидий юрлиц и межбюджетных трансфертов.

Минфин перевыполнил план по доходам на 11,4% (393,4 млрд руб.). Причем Министерство в утвержденном перечне не указало семь источников доходов, что не соответствует установленным правилам. Счетная палата также выявила несоответствие методики расчета доходов от реализации иного имущества общим требованиям.

Доходы Казначейства превысили прогноз на 5,8% и составили 273,2 млрд руб. Основным источником поступлений (66,4%) стали доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Фонда национального благосостояния.

Счетная палата полагает, что причиной такого скачка доходов у проверенных объектов стало недостаточно качественное планирование, поскольку у всех процент отклонения по отдельным видам доходов превышал целевой ориентир в 15%.

Расходы, напротив, все три ведомства исполнили не в полном объеме. Так, кассовые расходы Минэкономразвития составили 89,5% сводной бюджетной росписи или 210,5 млрд руб. Из них 197 млрд руб. – «программные» расходы. На 1 января 2020 года Министерство было ответственным исполнителем* и участником** ряда госпрограмм, а также являлось руководителем двух национальных проектов***.

Например, Министерство несвоевременно утвердило детальные планы-графики реализации трех госпрограмм. В годовом отчете о ГП «Развитие внешнеэкономической деятельности» Минэкономразвития не указало информацию о достижении единственного показателя подпрограммы, а размещенная информация о кассовых расходах на ее реализацию не соответствует данным Казначейства.

Минфин – ответственный исполнитель госпрограмм «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» и «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». По первой в 2019 году не были достигнуты 3 из 24 показателей, данные по одному целевому индикатору приведены не полностью.

Что касается ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», то по одному показателю не было достигнуто плановое значение. Не было реализовано девять контрольных событий плана реализации (18 %) и 33 контрольных – детального плана-графика.

Кассовое исполнение по госпрограммам составило 95,9% и 83,6% соответственно. Всего в Министерстве финансов объем невыполненных расходов составил 5,9% сводной бюджетной росписи или 344 млрд рублей.

Чуть лучший результат показало Казначейство – не исполнены 4%, что составляет 1,9 млрд руб. Наибольший объем неисполненных бюджетных назначений (1,3 млрд руб.) пришелся на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

При проверке Казначейства Счетная палата также выявила финансовые нарушения на общую сумму 1,2 млрд руб. Ряд нарушений допущен при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. Так, подконтрольное Казначейству ФКУ «ЦОКР» и его межрегиональные филиалы несвоевременно размещали в ЕИС протоколы подведения итогов электронного аукциона и извещения о проведении таких торгов. Помимо этого, учреждение не потребовало с исполнителя госзадания неустойку за просрочку и ненадлежащее выполнение контракта.

Минэкономразвития также совершило нарушения при осуществлении закупок. Например, оно с опозданием от 16 до 178 рабочих дней размещало данные о своих закупках в ЕИС. Кроме того, ведомство недостаточно контролировало подведомственное ФКУ «Центр поддержки». В результате учреждение заключило пять госконтрактов в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением Бюджетного кодекса.

Также Министерство нарушило принцип обеспечения конкуренции в сфере закупок. Проводя конкурсы, оно включило в проект технического задания две не связанные между собой услуги: обеспечение техподдержки информационной системы Портала открытых данных и проведение хакатона среди программистов.

Справочная информация:

* «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие внешнеэкономической деятельности», «Социально-экономическое развитие Калининградской области», «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя»

** «Социальная поддержка граждан», «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», «Развитие здравоохранения», «Развитие культуры и туризма», «Информационное общество», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»

*** «Производительность труда и поддержка занятости» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»


Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2019 год в Министерстве финансов Российской Федерации

Заключение о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2019 год (включая проверку федеральной адресной инвестиционной программы) в Министерстве экономического развития Российской Федерации 

Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2019 год в Федеральном казначействе