РУС ENG 

Пресс-центр

12 Ноября 2020 г.

Рост финансирования госпрограмм из резервного фонда Правительства не гарантирует достижение их целей

В I полугодии 2020 года объем ассигнований из резервного фонда Правительства на финансирование госпрограмм, а также федеральных и ведомственных целевых программ, достиг рекордного значения – 1,35 трлн рублей. А всего с 2018 года Фонд направил на них 1,71 трлн рублей. Такой рост финансовой поддержки стал следствием пикового – до 2,14 трлн рублей – роста объемов самого Фонда за счет изменений в законодательстве и появления дополнительных источников его формирования. Однако анализ Счетной палаты показал, что увеличение финансирования не всегда способствует достижению запланированных показателей. 

«При направлении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение госпрограмм в большинстве случаев не проводится актуализация их ресурсного обеспечения и показателей. Это ведет к нарушению взаимосвязи затраченных ресурсов и полученных результатов, может искажать реальную оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти и используемых ими бюджетных ассигнований при реализации госпрограмм», – отметил на Коллегии аудитор Данил Шилков. 

В качестве примера он привел ситуацию с софинансированием строительства «Центра по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта» в г. Иркутске в рамках подпрограммы «Развитие хоккея в Российской Федерации» ГП «Развитие физической культуры и спорта». В 2019 г. Правительство направило Минспорту на строительство Центра 2,15 млрд рублей из резервного фонда. Министерство перераспределило эти средства на основное мероприятие подпрограммы – «Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для развития хоккея». В результате объем ассигнований из резервного фонда в 7 раз превысил ресурсное обеспечение мероприятия на 2019 год (300 млн рублей).  

«Связь основного мероприятия подпрограммы с показателями госпрограммы установлена через показатель «численность населения, занимающегося хоккеем». Согласно годовому отчету Минспорта о реализации госпрограммы, в 2019 году этот показатель составил 606 тыс. человек при плановом значении 640 тыс. человек. Из этого примера мы видим, что, несмотря на увеличение ресурсного обеспечения основного мероприятия более чем в 7 раз, характеризующий его показатель не только не изменился, но и не был достигнут», – пояснил аудитор. 

Несоответствия обнаружила Счетная палата и в целях, на которые идут средства резервного фонда. Чаще всего эти цели либо не соответствуют целям и задачам тех госпрограмм, на которые направляются средства, либо вообще отсутствуют в этих госпрограммах. «Это затрудняет достижение программных показателей и не дает в полной мере оценить эффект от предоставленных средств», – подчеркнул аудитор. 

Анализ также показал, что в пояснительных записках о решении выделить бюджетные ассигнования не всегда указано, как эти средства повлияют на достижение целей госпрограммы и повлияют ли вообще. Так, в 2018 году почти 90% решений о выделении средств не содержали эти сведения, в 2019 году чуть меньше – около 83%. С 2020 года указывать эти данные стало уже обязательным требованием. Тем не менее, в I полугодии 2020 г. – в 62% пояснительных записок они отсутствовали.  

Кроме того, проекты решений о выделении средств из резервного фонда порой вносятся в Правительство не по поручению Председателя Правительства, а на основании решений его заместителей. Такую практику СП проследила как в прошлые годы, так и в текущем году, хотя это процессуальное нарушение. С 2020 года по поручению заместителя Председателя Правительства разрешено вносить только решения о выделении средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий. 

На Коллегии присутствовала Татьяна Нестеренко. Первый заместитель министра финансов согласилась с выводами Счетной палаты. По ее мнению, нужен строгий контроль за выделением средств из резервного фонда и за актуализацией госпрограмм, получающих эти ассигнования.  

«Мы везде это пишем, во всех наших замечаниях к любым распоряжением говорим, что нужно делать ссылки на факторы, показатели госпрограмм, на влияние или невлияние. Например, мы в этом году выделяем большую часть средств на строительство, чтобы компенсировать провалы строительного рынка во время пандемии. Это все нужно описывать. Поэтому в январе 2021 года, когда будем готовить новое распоряжение, опять будем ссылаться на заключение Счетной палаты и результаты контрольных мероприятий, будем опять в Правительство все это писать, чтобы это все было учтено. Рассчитываем на то, что мы это сможем сделать, и ситуация с контролем будет еще больше усилена», – заключила Татьяна Нестеренко.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ системы принятия решений о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации и их использования в целях достижения национальных целей и стратегических задач Российской Федерации в 2018–2019 годах и истекшем периоде 2020 года»