РУС ENG 

Пресс-центр

16 Декабря 2020 г.

Венчурная дезориентация: венчурному рынку России нужен прозрачный и долгосрочный план развития

Венчурному рынку России не хватает ориентиров для развития. Как показал анализ Счетной палаты, на сегодняшний день в государственной политике не прописаны прогнозы и сценарии развития инновационной деятельности. 

«Ни одна из национальных целей в Указе № 474* не направлена напрямую на решение задач в области инновационного развития. Не утверждена стратегия развития рынка венчурных и прямых инвестиций на период до 2025 года, Стратегия инновационного развития прекращает свое действие в 2020 году. Направления развития отраслей с использованием венчурных механизмов фрагментарно содержатся только в 12 из 72 отраслевых стратегий. При этом использование механизмов венчурного финансирования предусмотрено только в 4 из 43 государственных программ», – привел на Коллегии данные аудитор Дмитрий Зайцев. 

На отсутствие стратегического планирования указывают и сами венчурные предприниматели. Участники опрошенных СП фокус-групп хотят видеть четко сформулированный, прозрачный и долгосрочный план действий государства в сфере венчурного рынка.

Тем более, что понятная стратегия – это еще и основа качественного регулирования и оценки. На сегодняшний день механизмы комплексного анализа эффективности господдержки инновационной деятельности не закреплены, а в проектах законов о федеральном бюджете и материалах к ним нет данных о сумме расходов на инновационную деятельность в целом. 

«Всего на финансирование институтов инновационного развития, оказывающих поддержку проектам различных стадий, за все время их деятельности было направлено 693 млрд рублей», – сообщил Дмитрий Зайцев. 

Правительство уже ведет работу по совершенствованию нормативной базы, в том числе с участием Счетной палаты. Так, внесены изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», которые учитывают портфельный подход и высокорисковый характер инновационной деятельности при оценке эффективности государственной поддержки. Кроме того, Минэкономразвития формирует реестр конечных получателей мер поддержки.  

Подробнее о работе ведомства рассказала замминистра экономического развития Оксана Тарасенко: «Мы сейчас совместно по поручению Президента отрабатывали так называемое «право на риск». Закон прописал портфельный подход – очень важный подход для всех наших инновационных компаний, для конечного предпринимателя – и в целом стандартизировал и определил подходы венчурного финансирования. Сейчас у нас несколько подзаконных актов, подготовленных совместно с Министерством финансов, со Счетной палатой, с Федеральной службой безопасности, Следственным комитетом и так далее. То есть процесс будет стандартизирован, описан и, наконец, к нему можно будет подходить с четким пониманием, где аудировать, где коллеги могут рисковать и так далее».  

Другой пробел, на который указала Счетная палата – отсутствие официальной статистики. Сейчас для анализа венчурного рынка приходится использовать информацию различных источников: консалтинговых компаний и ассоциаций. При этом их данные зачастую отличаются, в том числе из-за применения разной методологии. Это создает риски при принятии управленческих решений, в том числе при предоставлении средств государственной поддержки на инновационную деятельность.  

Нашлись у Счетной палаты замечания и к ключевому институту развития венчурного рынка России – АО «Российская венчурная компания». В частности, проверка показала, что показателей, установленных в Стратегии развития Компании на 2017-2030 годы, недостаточно для формирования зрелого венчурного рынка. «Годовой объем инвестиций на российском венчурном рынке в результате реализации Стратегии «РВК» должен составить к 2030 году – 0,023% ВВП, в то время как в 2019 году он составлял 0,007% ВВП. При этом доля венчурных инвестиций в странах ОЭСР на данном этапе в среднем составляет 0,1% ВВП, в странах-лидерах венчурного рынка она в разы выше», – привел статистику Дмитрий Зайцев. 

Кроме того, в стратегических документах и бизнес-планах АО «РВК» не указаны промежуточные показатели научно-технической и социально-экономической результативности деятельности указанного общества, а ключевые финансово-экономические показатели эффективности установлены на низком уровне. 

«Целевое значение показателя по размеру дивидендов, выплаченных в бюджет Российской Федерации за отчетный период, в сравнении со средним размером дивидендов, выплаченных за три последних года, установлено на уровне 0%. По итогам 2019 года АО «РВК» завершило свою деятельность с убытком, и выплата дивидендов не производилась, – привел пример аудитор. – За все время существования «РВК» в бюджет Российской Федерации уплачено дивидендов на общую сумму 2,8 млрд рублей, что составляет 8,6% от объема взноса в уставный капитал Компании из федерального бюджета». 

В то же время Счетная палата отметила и успехи в деятельности этого института развития. Так, действующие фонды, созданные при участии «РВК», вышли из портфельных компаний с положительным результатом в размере 2,8 млрд рублей. Доля бесперспективных компаний в структуре его портфеля оказалась в приемлемом для такого бизнеса диапазоне – 53%.  

Справочная информация:  

* Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»



Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизмов венчурного и прямого инвестирования, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета»