РУС ENG 

Пресс-центр

22 Декабря 2020 г.

Счетная палата: подходы к оплате труда бюджетников необходимо пересмотреть

Майские указы 2012 года обеспечили опережающий рост оплаты труда в бюджетном секторе. В целом по экономике в 2012-2019 годах зарплата выросла в 1,8 раза, в образовании – в 1,95 раза, в области здравоохранения и социальных услуг – в 2,1 раза. Таким стал один из позитивных выводов, которые сделала Счетная палата по итогам анализа реализации указов* Президента в части повышения оплаты труда 12 категориям бюджетников. 

«Еще одна позитивная и сильная сторона работы над исполнением указов в том, что федеральные и региональные органы власти приняли целый ряд нормативных документов, которые стали более справедливо регулировать оплату труда в бюджетной сфере. При расчете показателя средней заработной платы по региону стали учитываться и работающие по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц», – перечислил на Коллегии положительные итоги реализации указов аудитор Сергей Штогрин. 

В то же время есть и минусы. Указы реализовывались в условиях децентрализации оплаты труда в бюджетной сфере – с 2005 года на федеральном и региональном уровне применяются различные системы расчета и выплаты зарплат. В частности, регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда подведомственных госучреждений. В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличаются в разы. Так, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае – 2 755 рублей. Как следствие, это привело к необоснованной дифференциации в размере окладов бюджетников и существенно затруднило реализацию указов для ряда субъектов.  

«По 2019 году в целом ряде субъектов не были достигнуты нужные показатели, – констатировал Сергей Штогрин. – Наибольшие проблемы отмечены в сегменте «младший медицинский персонал»: показатели не достигли 48 субъектов из 85. Еще один проблемный сегмент – «педагогические работники дошкольных образовательных учреждений»: показатели не достигнуты в 43 регионах».  

Всего, по данным Росстата, из 1020 региональных показателей (12 категорий бюджетных работников в 85 регионах) в 2019 году не были достигнуты 260, а с учетом отклонения в размере 5%** – 29 целевых показателей.  

В целом по Российской Федерации до обозначенного указами уровня поднялась средняя зарплата по 5 из 12 категорий бюджетников (по 9 – с учетом отклонения в размере 5%). В первом полугодии 2020 года не достигнуты целевые значения по 4 категориям (по 3 – с учетом отклонения в размере 5%). По ряду категорий недостижение целевых показателей носит системный характер. Например, по младшему медперсоналу и социальным работникам они были достигнуты только однажды. 

Анализ также показал, что рост оплаты труда сопровождался сокращением численности сотрудников. Так, по данным Росстата, младшего медицинского персонала за 2013-2019 годы стало меньше на 61,3%, социальных работников – на 32,6%. Общая численность по всем предусмотренным указами категориям сократилась на 14,5 %. Однако были и отрасли, где численность сотрудников выросла – это педагогические работники дошкольных образовательных учреждений и работники образовательных учреждений общего образования. «Это связано с тем, что у нас рождаемость была выше в предыдущие годы, и открывались новые школы, детские сады, – пояснил аудитор. - Физически здесь не хватало людей, хотя и здесь есть дефицит работников». 

В качестве еще одного инструмента повышения заработной платы использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений, когда работники из указных категорий переводились в другие категории. «Тогда можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать», – отметил аудитор.  

При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника – на 66,7%.  

По итогам анализа Счетная палата рекомендовала Минтруду установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы и нормативно закрепить обязательные требования к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме того, по мнению СП, ряд госпрограмм нужно дополнить показателями, характеризующими поддержание уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами 2012 года.  

Предложения СП уже реализуются – приняты и вступили в силу поправки в Трудовой кодекс России, которые наделили Правительство правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. «Та работа, которая проведена по указам, на наш взгляд, позволила эти поправки принять, а Правительству начать работу по систематизации требований к оплате труда», – заявила замминистра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова, которая присутствовала на Коллегии. 

Справочная информация:
* Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
** Допустимость подобного отклонения нормативно не установлена, однако отраслевые министерства используют его в своей аналитике.



Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения положений указов Президента Российской Федерации 2012 года в части увеличения средней заработной платы отдельных категорий работников отраслей бюджетной сферы»