РУС ENG 

Пресс-центр

4 Февраля 2021 г.

Антикризисные меры и соцподдержка граждан – основные направления Плана работы СП на 2021 год

Счетная палата публикует План проверок на 2021 год. Всего в этом году запланировано 414 мероприятий, в том числе 284 контрольных, 100 экспертно-аналитических и 30 иных мероприятий. Также в план вошли 84 мероприятия, переходящие из плана 2020 года и 41 со сроками окончания в 2022 и последующих годах. Множество мероприятий посвящены оценке расходования средств федерального бюджета: 98 в рамках последующего контроля, 29 по оперативному анализу и 93 по предварительному аудиту формирования федерального бюджета. 

Значительная часть плана отведена социально ориентированным мероприятиям, в том числе оценке антикризисных мер и мер, принятых в рамках борьбы с пандемией и ее последствиями:  

  • Анализ влияния мер Правительства Российской Федерации по восстановлению занятости и доходов населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на уровень доходов населения и потребительский спрос как основного фактора экономического роста за период 2019 - 2020 годов и истекший период 2021 года. 

«Президентом поставлены долгосрочные национальные цели, в частности, обеспечить темпы устойчивого роста доходов населения. Текущий кризис, вызванный пандемией Covid-19, обострил негативные явления, сложившиеся в экономико-социальной сфере и на рынке труда. По итогам 2020 года реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 3,5%. Снижение доходов сопровождается сокращением потребительского спроса: оборот розничной торговли снизился на 4,1%, платные услуги населению сократились на 17,3%. Наша задача проанализировать политику Правительства в социальной сфере в период пандемии, посмотреть, на сколько реализуемые меры поддержки были востребованы со стороны населения, удалось ли компенсировать снижение доходов граждан, что могло бы быть сделано, но не было реализовано», – пояснил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев.  
  • Анализ реализации мер налоговой поддержки и субсидирования организаций, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в пострадавших отраслях экономики, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), влияния принятых мер на поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2020 году и истекшем периоде 2021 года; 
  • Мониторинг использования средств Фонда национального благосостояния в рамках мер, принимаемых в Российской Федерации по борьбе с коронавирусной инфекцией и ее последствиями на российскую экономику в 2020 году; 
  • Мониторинг государственной гарантийной поддержки отраслей экономики, осуществляемой в Российской Федерации в рамках мер по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 – 2021 годах; 
  • Оценка результативности выделения в 2019 - 2020 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства, в том числе в рамках мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и ее последствиями. 
«Распространение коронавирусной инфекции в 2020 году привело к падению выдачи ипотеки и объемов жилищного строительства, поставив под удар достижение национальных показателей по улучшению жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год. В целях поддержки жилищного строительства Правительством были запущены дополнительные государственные программы субсидирования процентных ставок по ипотеке (льготная ипотека под 6,5%, сельская ипотека) и по кредитам застройщиков. В 2020 году на все эти программы было выделено почти в четыре раза больше бюджетных ассигнований (93,7 млрд руб.), чем годом ранее (24,6 млрд руб.). Государственные программы обеспечили предоставление в третьем квартале 2020 года до 48% ипотечных кредитов от общего количества выданных, однако запустили рост стоимости строительства жилья. Запланированное мероприятие позволит определить результаты, эффекты и последствия господдержки для рынка ипотечного кредитования, жилищного строительства и бюджета», – отметил аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин. 
  • Анализ реализации антикризисных мер в сфере закупок, принятых в 2020 году в целях преодоления сложной экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19; 
  • Анализ влияния системы мер социальной поддержки граждан, включая социальный контракт, на снижение бедности; 
  • Оценка реализации мер социальной поддержки граждан в части трудоустройства инвалидов в 2019 – 2020 годах; 
  • Оценка стратегических мер, принятых Правительством Российской Федерации по совершенствованию пенсионной системы, в период с 2015 по 2020 год; 
  • Анализ эффективности мер по организации медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в 2018 – 2019 годах и истекшем периоде 2020 года. 
«Счетная палата уже приступила к проведению анализа. Он продлится до конца апреля 2021 года и затронет в том числе вопросы лекарственного обеспечения, укомплектованности необходимыми специалистами и оснащения медучреждений. Мы рассмотрим финансовое обеспечение медпомощи ВИЧ-инфицированным, а также оценим величину демографических и экономических потерь, связанных с распространением этого серьёзного заболевания в России», – сообщила подробности мероприятия заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова.  

  • Оценка мер внедрения цифровых технологий в образовательных учреждениях общего образования. 

«Пандемия коронавируса заставила нас по-новому оценить значимость цифровой трансформации системы образования. Российская система образования в целом справилась с вызовом по переходу на онлайн обучение в 2020 году, однако переход на «удаленку» более рельефно выявил ряд проблем, в том числе связанных с развитием цифровой инфраструктуры школ и других образовательных организаций. Сохраняется очень высокая дифференциация оснащенности персональными компьютерами в городской и сельской местности, и в разных регионах России. Несмотря на планы по развитию цифровой инфраструктуры организаций общего образования в рамках национальных проектов, серьезным риском их реализации является отсутствие оценки потребности в развитии такой инфраструктуры, а также отсутствие плана по системной цифровой трансформации всей системы образования. Единый мониторинг, отражающий истинное положение дел в части цифровизации системы образования, не проводится. В рамках мероприятия мы планируем, с одной стороны, оценить эффективность бюджетных ассигнований, выделявшихся на мероприятия по цифровизации общего образования. С другой стороны, предполагаем в целом проанализировать предлагаемые меры государственной политики для решения задачи по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования в части цифровой трансформации», – сообщил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев.  
Кроме того, Счетная палата проведет в 2021 году 20 масштабных аналитических мероприятий по поручению главы государства, в том числе: 
  • Мониторинг реализации мероприятий по газификации субъектов Российской Федерации природным газом; 
  • Оценка эффективности управления государственным фондом недр в 2018 – 2019 годах и истекшем периоде 2020 года в целях устойчивого обеспечения базовых отраслей экономики страны видами минерального сырья, ресурсы которых недостаточны и обеспечиваются в том числе за счет импорта; 
  • Анализ достаточности и результативности мер, принимаемых для завершения переселения граждан из непригодного для проживания жилья, созданного в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, в 2019 – 2020 годах и истекшем периоде 2021 года;
На основании поручений и предложений палат Федерального Собрания в План включены 58 значимых мероприятий по вопросам приоритетных направлений развития страны, в том числе: 
  • Анализ влияния мероприятий по развитию жилищного строительства и инженерной инфраструктуры на уровень развития сельских территорий, реализуемых в 2018 – 2019 годах и истекшем периоде 2020 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»; 
  • Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2018 – 2020 годах на создание единого института развития экспорта, а также на участие в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта для достижения национальных целей развития Российской Федерации; 
  • Проверка эффективности реализации комплекса мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также ликвидации объектов накопленного вреда в 2018 – 2020 годах и истекшем периоде 2021 года и их влияние на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 

Также важным направлением контроля для Счетная палаты в 2021 году остаются вопросы реализации национальных проектов и достижения национальных целей. 


Полная версия Плана работы на 2021 год доступна по ссылке.