РУС ENG 

Пресс-центр

9 Февраля 2021 г.

Счетная палата: экореабилитация водных объектов прошла недостаточно эффективно

Реабилитация водных объектов – одно из приоритетных направлений развития водохозяйственного комплекса страны. Для повышения качества водных экосистем в 2009 году была принята Водная стратегия до 2020 года. Однако, как показал проведенный Счетной палатой анализ, поставленная в ней задача по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов решалась недостаточно эффективно.


«Необходимо отметить, что масштаб реализуемых мероприятий явно недостаточен для реализации всех целей и задач, установленных в документах стратегического планирования. Несмотря на общее снижение сброса загрязненных сточных вод, наблюдается увеличение в этих сбросах таких загрязняющих веществ, как хлориды, нитраты, калий и фосфаты. В водных объектах, используемых в качестве питьевых источников, отмечается рост доли проб воды, не соответствующих требованиям СанПин», – сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс.

Анализ причин неэффективности принимаемых мер показал недостаточное правовое регулирование и несогласованность основных стратегических документов. Так, два из трех основных показателей Водной стратегии не были отражены в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» и госпрограммах субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов. Кроме того, в региональных программах более 30 субъектов РФ не учтен основной показатель самой ФЦП – «восстановление и экологическая реабилитация водных объектов». Различаются и значения установленных в разных документах показателей.


«Так, в Водной стратегии значение показателя доли загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых в водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, предусматривает снижение сбросов к 2020 году в два с половиной раза. При этом в ФЦП изначально установлено иное базовое значение, которое неоднократно менялось и на сегодня предусматривает снижение сбросов к 2020 году всего на 5%», – рассказал аудитор.

Кроме того, не определены требования приоритетности при выборе мероприятий по реабилитации водных объектов региональных программ. В частности, не учитывается степень загрязнения, класс качества воды и назначения водного объекта. Это привело к тому, что ни на одном водном объекте в стране с наихудшим пятым классом качества воды реабилитация не проводилась, а из 78 прошедших реабилитацию водоемов только семь отнесены к питьевым источникам. 

Снижает эффект от проводимых работ и отсутствие межведомственной координации. Так, реабилитационные мероприятия по очистке водных объектов должны проводиться одновременно с модернизацией очистных сооружений и снижением объемов сбросов в водоемы. Однако на практике, как правило, происходит по-другому: указанные мероприятия между собой либо не синхронизированы, либо проводятся не в полном объеме. В результате запланированный экологический эффект не достигается. Более того, в ходе проверки были установлены факты, когда на водном объекте проводилась реабилитация, и в то же самое время надзорные органы выдавали разрешения организациям на сброс, который превышал нормативы допустимых воздействий на экосистему. Это привело к загрязнению водных объектов и снижению экологического и экономического эффектов от проведенных мероприятий по их реабилитации. 

Еще один важный фактор, снижающий эффективность реабилитационных мероприятий – отсутствие качественного мониторинга негативного воздействия сбросов на водные объекты. Как показал анализ, на начало 2020 года 1831 очистное сооружение в стране не было оборудовано средствами учета и контроля сточных вод. В автоматизированную информационную систему мониторинга водных объектов поступают неполные и неактуальные данные, что снижает его эффективность. В основном это обусловлено низкой плотностью наблюдательной сети Росгидромета и недостаточным уровнем ее модернизации.

«По нашему мнению, целесообразно создать единую «цифровую платформу» речных бассейнов с онлайн-мониторингом, которая позволит оперативно выявлять негативное воздействие каждого водопользователя и получать достоверные данные о масштабах загрязнений водных экосистем», – считает Алексей Каульбарс.

В Минприроды и Росводресурсах с выводами Счетной палаты согласны и готовы учесть их в дальнейшей работе. «Формат экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты позволил нам обратить внимание на важность именно стратегических мер, которые должны быть заложены в решение комплекса задач по оздоровлению водных объектов», - отметил присутствующий на Коллегии замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Ястребов. 

Более того, по итогам анализа уже можно отметить положительные результаты. Так, Росводресурсы инициировали изменения в ФП «Сохранение уникальных водных объектов». В частности, будут пересмотрены подходы к финансированию мероприятий по реабилитации водоемов. Это позволит повысить экологический и экономический эффекты от их проведения.


Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности принятых мер по экологической реабилитации водных объектов в 2012–2019 годах и истекшем периоде 2020 года, а также оценка достижения показателей, предусмотренных документами стратегического планирования, касающихся экологического состояния водных объектов»